Двустороннее сотрудничество РФ и КНР
Нормативно-правовая база и программные документы
- Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (Москва, 16 июля 2001 года, электронный доступ: http://www.kremlin.ru/supplement/3418 );
- Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования (Пекин, 9 ноября 2006 г., электронный доступ: https://files.ined.ru/ined/iph/country/CN/CN.pdf);
- Меморандум о взаимопонимании между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством науки и технологий Китайской Народной о сотрудничестве в области реализации совместных проектов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники (6 декабря 2012 г., электронный доступ: https://docs.cntd.ru/document/499014975 );
- Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху (Москва, 5 июня 2019 г., электронный доступ: http://www.kremlin.ru/supplement/5413 )
- Дорожная карта российско-китайского сотрудничества в области, науки, технологий и инноваций на период 2020–2025 годов (Москва, Пекин, 26 августа 2020 г., электронный доступ:https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/d8c/vfjupwjwbdy5e746blwqwnp7b2v8caeh.pdf )
Межправительственные структуры
Важным элементом взаимодействия РФ и КНР в области образования является Подкомиссия по сотрудничеству в области образования Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству.
Крайнее заседание: 22-е заседание, 15 сентября 2022 года
Информация о Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству:
Председатель Российской части Межправительственной комиссии – Голикова Татьяна Алексеевна, заместитель Председателя Правительства РФ;
Председатель Китайской части Межправительственной комиссии – Сунь Чуньлань, Заместитель Председателя Государственного совета КНР.
Крайнее заседание: 23-е заседание, 23 ноября 2022 года
Важным элементом взаимодействия РФ и КНР в области науки является
Подкомиссия по научно-техническому сотрудничеству Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств.
Крайнее заседание: 26-е заседание, 30 августа 2022 года
Информация о Российско-Китайской комиссии по комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств:
Председатель Российской части Межправительственной комиссии – Чернышенко Дмитрий Николаевич, заместитель Председателя правительства РФ;
Председатель Китайской части Межправительственной комиссии – Ху Чуньхуа, заместитель Премьера Государственного совета КНР.
Крайнее заседание: 26-е заседание, 2 декабря 2022 года
Направления сотрудничества
Последние годы происходит глубокая диверсификация видов и направлений российско-китайских совместных проектов в области высшего образования; созданы совместные образовательные организации, научно-образовательные центры, наблюдается непрерывный рост числа реализуемых совместных образовательных программ.
Создание совместных образовательных структур
Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне (Shenzhen MSU-BIT University)
Уникальный российско-китайский образовательный проект, инициированный высшим руководством России и Китая, первый совместный российско-китайский университет, учреждённый в 2014 году. Соучредителями совместного университета стал лидер российского образования и науки — МГУ имени М.В.Ломоносова, один из ведущих вузов КНР – Пекинский политехнический институт, а также Муниципальное народное правительство города Шэньчжэнь. Россия и Китай считают необходимым совместно предпринять активные меры для увеличения приема абитуриентов и расширения преподавательского состава университета за счет создания новых факультетов и инновационной системы подготовки кадров и укрепления научного потенциала.
Совместный инженерный институт СПбПУ-ЦПУ
Совместный инженерный институт, созданный Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и Цзянсуским педагогическим университетом при поддержке Министерства образования КНР, является важным проектом развития двусторонних отношений в образовательной области, активизации академических обменов с китайскими партнерами, привлечения китайских студентов на обучение в Политехнический университет. Он стал первым в истории российско-китайских отношений совместным институтом, целью которого является подготовка инженерных кадров. Торжественное открытие совместного инженерного института состоялось 19 сентября 2016 года в Цзянсуском педагогическом университете (ЦПУ).
Российско-китайский транспортный институт
Создан в 2015 году на основе соглашения между Дальневосточным государственным университетом путей сообщения и Даляньским транспортным университетом (КНР) в целях развития сотрудничества и международного обмена в сфере образования, с 2016 года студенты обоих вузов участвуют в программе «двойного диплома». Соглашение между вузами подразумевает обучение студентов в двух форматах:
Программа «2+2»: учеба в РКТИ на площадке ДВГУПС (2 года) + учебный курс на китайской стороне (Даляньский Транспортный Университет) в течение двух последующих лет с возможностью прохождения производственной практики на промышленных предприятиях Китая по соответствующим отраслям.
Программа «4+0»: учеба в РКТИ на площадке ДВГУПС (4 года) + подготовка выпускной квалификационной работы по итогам обучения на территории КНР (Даляньский Транспортный Университет). Общий срок обучения – 4 года (бакалавриат)
Центр открытого образования СПбГЭУ
Был создан 19 ноября 2021 года Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом, Северо-Западным университетом сельского и лесного хозяйства (КНР) и Янлинской демонстрационной зоной высокотехнологичной сельскохозяйственной промышленности (КНР). Центром реализовано два сезона курсов русского языка как иностранного в рамках проекта «Профессиональный диалог: экономика», нацеленного на создание новых условий для изучения русского языка, повышение популярности и престижа русского языка в целом, формирование приоритетов и открытие новых векторов укрепления и распространения деловой коммуникации на русском языке, отвечающих требованиям времени, а также использование потенциала международного сотрудничества в образовательных системах других стран.
Лоян-Уральский университет
На территории провинции Хэнань в городе Лоян планируется создание совместного международного университета. Инициаторами выступают Уральский федеральный университет и Хэнаньский университет науки и техники. Оба университета соответствуют друг другу по одному из главных критериев, например, по количеству обучающихся и преподавателей, университеты входят в число лучших в России и Китае. Вузы проделали большую предварительную работу, подписаны все необходимые юридические соглашения. Создание университета поддержали народное правительство провинции Хэнань и города Лоян, губернатор Свердловской области, Министерство науки и высшего образования РФ. Проект рассмотрен 15 сентября на 22-м заседании Подкомиссии по сотрудничеству в области образования Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству. проект создания Лоян-Уральского университета соответствует и воплощает дух 20-го Национального конгресса Коммунистической партии Китая. Сосредоточив внимание на «построении сильного регионального центра и формировании полюса роста», получится поддержать инновационное развитие и полностью реализовать стратегию омоложения страны через науку и образование. Проект по созданию Лоян-Уральского университета имеет очевидные преимущества построить первоклассный инновационный университет. а первом этапе создания совместного вуза планируется открыть пять-шесть программ бакалавриата с ежегодным набором студентов до 500 человек, на втором будут открыты еще 20 программ бакалавриата и пять-семь программ магистратуры с ежегодным приемом до 2 тыс. человек. Общая численность обучающихся к 2027 году должна составить до 10 тыс. Программы планируется открывать в области информационных технологий, инженерных, экономических и управленческих направлений.
Развитие совместных образовательных программ
Среди совместных образовательных программ китайских и российских университетов преобладают программы бакалавриата, представленные социально-экономическим, гуманитарным, инженерным направлениями подготовки. Активное взаимодействие образовательных учреждений сопровождается дифференциацией вузов России и Китая по профилю вуза и, одновременно, интеграцией вузов в межвузовские ассоциации.
Примеры совместных образовательных программ, реализуемых вузами КНР и РФ:
— Магистерская программа двойного диплома МГИМО с Университетом Международного бизнеса и экономики (КНР)
— Совместные программы Томского государственного университета (ТГУ) с Шэньянским политехническим университетом по специальностям «Русский язык», «Химия», «Информатика» и «Финансовая экономика». Студенты обучаются в китайском университете в течение первых двух лет и в ТГУ в течение 3-го и 4-го курсов.
— Магистерские программы двойного диплома Южно-Уральского государственного университета с Чжэцзянским университетом (направление «Менеджмент») и Сычуаньским университетом («Пищевые технологии»)
— Совместная образовательная программа СПбГЭТУ-СТИ (Технический институт г. Сюйчжоу) по направлениям «Управление в технических системах» и «Мехатроника»
— Образовательная программа двойного диплома по направлению «Мировая экономика» Байкальского государственного университета совместно с Шэньянским политехническим университетом
Развитие программ академического и студенческого обменов
Распространенной формой сотрудничества между российскими и китайскими вузами-партнерами является осуществление программ академического и студенческого обменов. Каждый вуз имеет свой арсенал зарубежных вузов-партнеров, с которыми установлено сотрудничество по данному направлению. Количество студентов, ежегодно проходящих обучение в зарубежном вузе-партнере, определяется вузами самостоятельно.
Департаментом международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования реализуется Программа исходящей международной академической мобильности. Цель — предоставление возможности гражданам Российской Федерации получить образовательные услуги (пройти кратковременные стажировки) в зарубежных странах, полностью или частично оплачиваемые за счёт принимающей стороны. Получение опыта преподавания и научной работы в зарубежных странах. Правовым основанием для функционирования программы являются двусторонние договоры о научно-образовательном сотрудничестве: в частности, Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики в области образования от 9 ноября 2006 г.